Нормативные правовые акты
и международные документы,
касающиеся прав детей в Республике Беларусь
Нормативные правовые акты и международные документы, касающиеся прав детей в Республике Беларусь
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
18 декабря 2003 г. № 1662
Об утверждении Положения о воинском учете
Изменения и дополнения:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 ноября 2007 г. № 1614 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 290, 5/26258) <C20701614>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2008 г. № 2010 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 14, 5/29066) <C20802010>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2011 г. № 102 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 15, 5/33240) <C21100102>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2011 г. № 554 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 51, 5/33731) <C21100554>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 92, 5/34264) <C21101049>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2011 г. № 1663 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 142, 5/34918) <C21101663>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 октября 2012 г. № 926 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.10.2012, 5/36352) <C21200926>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 2013 г. № 356 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.05.2013, 5/37295) <C21300356>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2013 г. № 736 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.09.2013, 5/37742) <C21300736>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2014 г. № 391 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.05.2014, 5/38769) <C21400391>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2018 г. № 937 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.12.2018, 5/45966) <C21800937>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2019 г. № 742 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.11.2019, 5/47298) <C21900742>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 2021 г. № 490 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.09.2021, 5/49385) <C22100490>;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2021 г. № 498 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.09.2021, 5/49396) <C22100498>
На основании части второй статьи 11 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о воинском учете (прилагается).
2. Республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам до 20 января 2004 г. привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением, а также принять иные меры, необходимые для реализации настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Премьер-министра Республики Беларусь | С.Сидорский |
| Постановление |
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением определяется порядок организации работы по ведению воинского учета местными исполнительными и распорядительными органами, приписки граждан Республики Беларусь (далее – граждане) к призывным участкам (далее – приписка), ведения воинского учета граждан в военных комиссариатах, обособленных подразделениях военных комиссариатов (далее – обособленное подразделение), местных исполнительных и распорядительных органах в сельской местности и городах (поселках), где нет военных комиссариатов (обособленных подразделений) (далее – местные органы власти, ведущие воинский учет), а также в государственных органах, организациях и учреждениях образования независимо от форм собственности (далее, если не указано иное, – организации).
2. Воинский учет является государственной системой учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов.
Воинский учет ведется по месту жительства и основной работы (учебы) граждан.
3. Целью воинского учета является обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности.
4. Основными задачами воинского учета являются:
определение количественного и качественного состава призывных и военнообязанных ресурсов в интересах их рационального и эффективного использования для обеспечения обороны и военной безопасности государства;
документирование сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете.
5. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных.
Полнота воинского учета достигается посредством постановки на учет всех граждан, подлежащих воинскому учету, и внесения в документы воинского учета необходимых данных о таких гражданах.
Достоверность воинского учета обеспечивается посредством внесения в документы воинского учета точных данных о гражданах, состоящих на воинском учете, и своевременного их уточнения в связи с произошедшими изменениями.
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВЕДЕНИЮ ВОИНСКОГО УЧЕТА. ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ВОИНСКОМУ УЧЕТУ
6. Первоначальному приему на воинский учет при приписке, воинскому учету подлежат граждане, годные по состоянию здоровья к исполнению воинской обязанности, соответствующие возрастным требованиям, предъявляемым к приписке, состоянию на воинском учете в соответствии с Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе».
Граждане женского пола, получившие подготовку по специальностям, необходимым для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, перечень которых устанавливается Министерством обороны, подлежат первоначальному приему на воинский учет с 19-летнего возраста.
7. В военных комиссариатах (обособленных подразделениях), местных органах власти, ведущих воинский учет, организациях численность работников, ответственных за ведение военно-учетной работы и бронирование военнообязанных (далее – работники по воинскому учету), определяется исходя из следующих норм труда на одного человека:
7.1. в военных комиссариатах районов (городов) при наличии на воинском учете:
до 2000 граждан – один работник по воинскому учету;
от 2000 до 4000 граждан – два работника по воинскому учету;
на каждые последующие 2000 граждан – по одному работнику по воинскому учету;
7.2. в местных органах власти, ведущих воинский учет, при наличии на воинском учете:
от 500 до 2500 граждан – один работник по воинскому учету;
от 2500 до 5000 граждан – два работника по воинскому учету;
на каждые последующие 2500 граждан – по одному работнику по воинскому учету;
7.3. в организациях при наличии на воинском учете:
от 500 до 2500 граждан – один работник по воинскому учету;
от 2500 до 5000 граждан – два работника по воинскому учету;
от 5000 до 8000 граждан – три работника по воинскому учету;
на каждые последующие 3000 граждан – по одному работнику по воинскому учету.
При наличии на воинском учете в местных органах власти, ведущих воинский учет, организациях менее 500 граждан работа по воинскому учету и бронированию военнообязанных, работающих в организациях, на период мобилизации и на военное время (далее – бронирование военнообязанных) может возлагаться в порядке, установленном законодательством о труде, на одного из работников местного органа власти, ведущего воинский учет, организации.
8. Документы воинского учета по своему назначению подразделяются на:
личные документы граждан;
документы основного учета;
документы справочного характера.
Формы документов воинского учета, порядок их оформления, хранения и учета устанавливаются Министерством обороны.
9. Личными документами воинского учета граждан являются удостоверение призывника, военный билет (с учетно-послужной карточкой), временное удостоверение, выданное взамен военного билета (далее – временное удостоверение), военный билет офицера запаса органов государственной безопасности, временное удостоверение, выданное взамен военного билета органов государственной безопасности, удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время, удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время в органы государственной безопасности.
10. Бланки удостоверений призывников, военных билетов (временных удостоверений), удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время, извещений о зачислении на специальный воинский учет относятся к бланкам строгой отчетности, изготавливаются типографским способом со специальной степенью защиты по заказам и за счет средств Министерства обороны.
Иные документы воинского учета, ведение которых осуществляется в военных комиссариатах (обособленных подразделениях), местных органах власти, ведущих воинский учет, организациях, изготавливаются ими самостоятельно за счет средств местных бюджетов и организаций, если иное не установлено законодательством.
11. Общее руководство организацией и ведением воинского учета, контроль за его состоянием в военных комиссариатах (обособленных подразделениях), местных органах власти, ведущих воинский учет, организациях возлагается на Министерство обороны.
12. Граждане, подлежащие воинскому учету, исполняют обязанности, установленные в статье 18 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе», а также обязаны:
выполнять требования, содержащиеся в повестке (направлении), мобилизационном предписании военного комиссариата (обособленного подразделения), местного органа власти, ведущего воинский учет;
при явке по вызову (повестке) военного комиссариата (обособленного подразделения) или местного органа власти, ведущего воинский учет, при себе иметь паспорт гражданина Республики Беларусь либо идентификационную карту гражданина Республики Беларусь (далее – документ, удостоверяющий личность), удостоверение призывника или военный билет (временное удостоверение), водительское удостоверение на право управления транспортным средством (при его наличии);
в недельный срок сообщать в военный комиссариат (обособленное подразделение) или местный орган власти, ведущий воинский учет по месту их жительства, об изменении состава семьи, занимаемой должности (специальности, профессии) по основному месту работы;
по выздоровлении после получения увечья или перенесенных заболеваний, повлекших утрату трудоспособности, в месячный срок подать в военный комиссариат (обособленное подразделение) или местный орган власти, ведущий воинский учет по месту жительства, заявление о проведении медицинского освидетельствования для определения категории годности к военной службе (службе в резерве) по состоянию здоровья;
в случае утраты (порчи) удостоверения призывника, военного билета (временного удостоверения) во время нахождения за границей в недельный срок после прибытия в Республику Беларусь обратиться в военный комиссариат (обособленное подразделение) по месту жительства;
при выезде на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь сдать в военный комиссариат (обособленное подразделение) или местный орган власти, ведущий воинский учет по месту жительства, удостоверение призывника (военный билет);
по отбытии наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок стать на воинский учет в военном комиссариате (обособленном подразделении) или местном органе власти, ведущем воинский учет по месту жительства;
для оформления документов воинского учета представлять по требованию военного комиссариата (обособленного подразделения) личные фотографии, соответствующие предъявляемым требованиям.
ГЛАВА 3
ПРИПИСКА ГРАЖДАН
13. Граждане мужского пола в год достижения 16-летнего возраста подлежат приписке по месту жительства.
Приписка осуществляется в целях первоначального приема граждан на воинский учет, определения их категории годности к срочной военной службе, службе в резерве по состоянию здоровья, установления полученного образования, приобретенной специальности, морально-психологических качеств.
14. Для проведения приписки в районах, городах без районного деления местными исполнительными и распорядительными органами создаются комиссии по приписке.
На случай заболевания или невозможности участия в работе комиссии по приписке по уважительным причинам кого-либо из ее состава определяется резервный состав комиссии по приписке.
15. Персональный состав комиссии по приписке утверждается решением соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа с учетом требований, установленных в статье 15 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе».
Не допускается включение в состав комиссии по приписке в качестве врача, руководящего работой врачей-специалистов по медицинскому освидетельствованию, одного из врачей-специалистов, привлекаемых для непосредственного медицинского освидетельствования граждан, подлежащих приписке.
Решения комиссии по приписке оформляет ее секретарь.
16. Для обеспечения проведения приписки местными исполнительными и распорядительными органами принимаются меры по:
выделению врачей-специалистов и средних медицинских работников организаций здравоохранения, технических работников и обслуживающего персонала;
определению персонального состава врачей-специалистов и средних медицинских работников, участвующих в проведении медицинского освидетельствования;
определению графиков проведения медицинского обследования и (или) лечения в амбулаторных или стационарных условиях (далее – медицинское обследование (лечение) призывников с указанием сроков и медицинских учреждений;
представлению местными органами власти, ведущими воинский учет, и организациями, осуществляющими персонально-первичный воинский учет призывников, документов, необходимых для личных дел призывников, или оформленных личных дел призывников;
оповещению граждан о необходимости явки для прохождения приписки;
определению сроков и порядка явки граждан, не получивших персональную повестку о необходимости явки для прохождения приписки;
финансовому и материально-техническому обеспечению проведения приписки;
утверждению планов мероприятий по проведению приписки.
17. В планах по проведению приписки отражаются:
сроки представления перечней зарегистрированных юридических лиц, обязанных представлять списки граждан, подлежащих приписке;
сроки представления списков граждан, подлежащих приписке;
сроки представления списков граждан, подлежащих приписке, состоящих на учете в наркологических, противотуберкулезных, психоневрологических, кожно-венерологических и других диспансерах (кабинетах);
перечень организаций здравоохранения, в которых проводится медицинское обследование (лечение) призывников;
сроки и место проведения инструктивного занятия с должностными лицами, ответственными за представление документов, необходимых для личных дел призывников, либо за представление оформленных личных дел призывников;
мероприятия по патриотическому воспитанию и разъяснению законодательства в части, касающейся исполнения гражданами воинской обязанности.
18. Местные исполнительные и распорядительные органы ежегодно до 1 октября представляют в соответствующие военные комиссариаты (обособленные подразделения) по их запросам перечни зарегистрированных юридических лиц, обязанных представлять списки граждан, подлежащих приписке.
19. Руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, учреждений образования, должностные лица местных органов власти, ведущих воинский учет, ежегодно до 1 декабря представляют в военные комиссариаты (обособленные подразделения) по запросам списки граждан, подлежащих приписке.
Списки граждан, подлежащих приписке, представляемые в военный комиссариат, подписывает руководитель местного органа власти, ведущего воинский учет, организации, учреждения образования, указанных в части первой настоящего пункта.
Должностные лица, не обеспечившие своевременное представление списков граждан, подлежащих приписке, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательными актами.
20. Должностные лица военных комиссариатов районов (городов) (обособленных подразделений) для обеспечения проведения приписки:
20.1. ежегодно разрабатывают и не позднее 20 сентября представляют на утверждение в местные исполнительные и распорядительные органы планы мероприятий по проведению приписки на очередной год;
20.2. запрашивают:
перечни организаций здравоохранения, к которым будут прикрепляться граждане для организации и проведения мероприятий по медицинскому обследованию (лечению) и медицинской реабилитации после их приписки, – в управлениях (комитетах) здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов;
сведения об инвалидах с детства – в органах по труду, занятости и социальной защите;
сведения о гражданах, состоящих на профилактическом учете, – в органах внутренних дел.
21. На каждого гражданина, подлежащего приписке, в соответствующем военном комиссариате (обособленном подразделении) оформляется личное дело призывника.
Личное дело призывника является официальным документом Министерства обороны.
Личные дела призывников из числа граждан, проживающих в сельской местности, а также в поселках и городах, в которых нет военных комиссариатов, оформляют и представляют в военные комиссариаты районов (городов) (обособленные подразделения) в согласованные сроки должностные лица местных органов власти, ведущих воинский учет.
22. Оповещение граждан об их явке для прохождения приписки осуществляется в соответствии с решениями, принимаемыми в местных исполнительных и распорядительных органах. Сроки явки граждан на призывные пункты для прохождения приписки указываются в персональных повестках военных комиссариатов (обособленных подразделений). Повестки вручаются под расписку организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, местными органами власти, ведущими воинский учет, учреждениями образования не позднее двух дней до назначенного срока явки для прохождения приписки.
Выписки из решений, принятых местными исполнительными и распорядительными органами, о явке граждан, не получивших повестки, для прохождения приписки публикуются в местных средствах массовой информации.
От явки для прохождения приписки освобождаются граждане, страдающие тяжелыми заболеваниями и лишенные возможности передвигаться, а также инвалиды с детства. Представление документов, необходимых для прохождения приписки такими гражданами и инвалидами, возлагается на их родителей (опекунов).
23. Уважительными причинами неявки гражданина для прохождения приписки в установленный срок признаются:
увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание гражданина, связанные с утратой им трудоспособности;
тяжелое состояние здоровья отца, матери, отчима, мачехи, жены, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки, опекуна гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
иные причины, признанные уважительными комиссией по приписке или судом.
Причины неявки должны быть подтверждены документально.
24. Граждане, не прибывшие для прохождения приписки без уважительных причин, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательными актами.
25. Граждане в год достижения ими 16-летнего возраста, а также иные граждане призывного возраста, не прошедшие приписку, подлежат приписке в течение всего года по прибытии в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение).
26. Граждане, вызываемые для прохождения приписки, обязаны прибыть на призывные пункты в сроки, указанные в повестках военных комиссариатов (обособленных подразделений), при этом они должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность, другие документы, указанные в повестках, необходимые для оформления личного дела призывника.
27. Прибытие граждан на призывные пункты для прохождения приписки организуют руководители организаций по месту их основной работы, учреждений образования, в которых они обучаются, местных органов власти, ведущих воинский учет по их месту жительства.
28. Граждане, подлежащие приписке, в установленном порядке направляются на медицинское освидетельствование.
Медицинское освидетельствование граждан проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 1998 г. № 868.
29. Гражданину, в отношении которого в ходе медицинского освидетельствования принято решение о направлении его на медицинское обследование в организацию здравоохранения, вручается под расписку направление военного комиссариата (обособленного подразделения) на медицинское обследование.
30. Граждане, страдающие тяжелыми заболеваниями и лишенные возможности передвигаться, а также инвалиды с детства освобождаются от прохождения медицинского освидетельствования. Решение о категории их годности к срочной военной службе, службе в резерве по состоянию здоровья принимается на основании соответствующих документов.
31. Комиссия по приписке на основании изучения представленных документов и проведенной беседы с гражданином, а также с учетом результатов его медицинского освидетельствования принимает одно из следующих решений:
о годности к срочной военной службе, службе в резерве и предварительном предназначении в соответствующий вид (род войск) Вооруженных Сил или другие войска и воинские формирования (предварительном отборе на добровольной основе для направления в военные учебные заведения);
о временной негодности к срочной военной службе, службе в резерве и необходимости медицинского лечения (реабилитации);
о необходимости медицинского обследования (лечения);
о негодности к срочной военной службе, службе в резерве в мирное время, ограниченной годности к военной службе в военное время;
о негодности к срочной военной службе, службе в резерве с исключением с воинского учета;
о необходимости представления дополнительных документов;
об освобождении от приписки.
Решение о необходимости медицинского лечения (реабилитации) принимается в отношении граждан, которым установлен диагноз заболевания и которые могут быть излечены до более высокой категории годности к срочной военной службе, службе в резерве по состоянию здоровья.
Решение о необходимости медицинского обследования (лечения) граждан принимается для проведения углубленного исследования состояния их здоровья, установления диагноза и организации лечения.
Решение о необходимости представления дополнительных документов принимается в отношении тех граждан, которые не представили документы, подтверждающие наличие гражданства Республики Беларусь.
Решение о категории годности к срочной военной службе, службе в резерве по состоянию здоровья граждан, страдающих тяжелыми заболеваниями и лишенных возможности передвигаться, а также признанных инвалидами с детства, принимают врачи-специалисты только на основании соответствующих медицинских документов.
32. Медицинское обследование, лечение, наблюдение граждан проводятся после их приписки до призыва на срочную военную службу, службу в резерве, а также при призыве на срочную военную службу, службу в резерве.
Окончательное решение о категории годности граждан к срочной военной службе, службе в резерве по состоянию здоровья принимается при их призыве на срочную военную службу, службу в резерве.
33. Решения комиссии по приписке заносятся в книгу протоколов комиссии по приписке.
34. В день работы комиссии по приписке ее председатель проверяет правильность записей и подведения итогов, сделанных в книге протоколов комиссии по приписке, и подписывает протокол. Указанный протокол также подписывают члены и секретарь комиссии по приписке.
35. Граждане, в отношении которых принято одно из решений, указанных в абзацах втором–шестом части первой пункта 31 настоящего Положения, принимаются на воинский учет призывников.
36. От приписки освобождаются:
иностранные граждане и лица без гражданства;
граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы на определенный срок;
лица, оформившие выезд для постоянного проживания (постоянное проживание) за пределами Республики Беларусь.
37. Приписке не подлежат граждане:
умершие, либо признанные в установленном порядке безвестно отсутствующими, либо объявленные умершими;
отбывающие наказание в виде пожизненного лишения свободы, приговоренные к смертной казни.
38. Лица в возрасте до 27 лет, получившие гражданство Республики Беларусь, подлежат приписке на общих основаниях.
39. Гражданину, приписанному к призывному участку, выдается удостоверение призывника.
При утрате гражданином удостоверения призывника ему выдается дубликат. Выдача дубликата осуществляется в военном комиссариате района (города) (обособленном подразделении) по месту жительства гражданина. Основанием для его выдачи служат письменное заявление гражданина с указанием обстоятельств утраты удостоверения и решение военного комиссара района (города) (руководителя обособленного подразделения).
Инвалидам с детства, признанным негодными к срочной военной службе, службе в резерве с исключением с воинского учета по состоянию здоровья, на основании решения комиссии по приписке выдается в установленном порядке военный билет, в котором делаются соответствующие отметки.
40. Инвалиды с детства, признанные негодными к срочной военной службе, службе в резерве с исключением с воинского учета по состоянию здоровья, на воинский учет не принимаются.
41. Военные комиссары районов (городов) (руководители обособленных подразделений) должны проводить постоянную работу по первоначальному приему на воинский учет граждан, подлежащих приписке и не приписанных в установленные сроки.
42. По завершении приписки военные комиссары районов (городов) (руководители обособленных подразделений) направляют информацию по итогам ее проведения в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы для рассмотрения.
ГЛАВА 4
ВОИНСКИЙ УЧЕТ В ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТАХ (ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ)
43. Воинскому учету в военных комиссариатах (обособленных подразделениях) подлежат:
43.1. призывники (кроме инвалидов, признанных комиссиями по приписке негодными к военной службе с исключением с воинского учета);
43.2. граждане, уволенные с военной службы и службы в резерве в запас, а также уволенные с военной службы и службы в резерве с направлением в военный комиссариат (обособленное подразделение) для постановки на воинский учет призывников;
43.3. граждане, уволенные из Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
43.4. граждане, имеющие (имевшие) воинское звание офицера, уволенные из органов государственной безопасности, органа государственной охраны, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь в связи:
с лишением воинского звания;
с систематическим (более двух раз в течение года) невыполнением условий контракта;
с отказом в допуске к государственным секретам или прекращением указанного допуска;
с вступлением в законную силу приговора суда об осуждении офицера, с освобождением офицера, совершившего преступление, от уголовной ответственности или прекращением в отношении его производства по уголовному делу по нереабилитирующим основаниям;
с вступлением в законную силу приговора суда о назначении офицеру наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок, – после отбытия наказания;
с совершением проступка, указанного в контракте о прохождении военной службы, являющегося основанием для досрочного расторжения контракта или прекращения его действия;
43.5. граждане, уволенные с альтернативной службы;
43.6. граждане, снятые с воинского учета в управлениях Комитета государственной безопасности по областям, управлении Комитета государственной безопасности по г. Минску и Минской области (далее – управление Комитета государственной безопасности по области) в связи с возникновением обстоятельств, препятствующих их приему на военную службу в органы государственной безопасности, орган государственной охраны, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь;
43.7. допризывники, достигшие возраста 27 лет;
43.8. граждане женского пола, подлежащие первоначальному приему на воинский учет, а также имеющие военно-учетную специальность;
43.9. граждане, в отношении которых прекращено применение принудительных мер безопасности и лечения;
43.10. граждане, отбывшие наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок;
43.11. граждане, ранее постоянно проживавшие за пределами Республики Беларусь, возвратившиеся на постоянное жительство в Республику Беларусь.
44. Военные комиссариаты областей (г. Минска) осуществляют непосредственное руководство и контроль за организацией и ведением воинского учета в военных комиссариатах районов (городов), местных органах власти, ведущих воинский учет, организациях, находящихся на обслуживаемой административной территории, и несут ответственность за полноту и достоверность воинского учета.
45. На военные комиссариаты областей (г. Минска) возлагаются:
ведение количественного учета призывников и военнообязанных;
обобщение, анализ и представление в Министерство обороны учетно-статистических данных о количественном и качественном составе призывников и военнообязанных;
проверка не реже одного раза в два года состояния воинского учета и бронирования военнообязанных в военных комиссариатах районов (городов), местных органах власти, ведущих воинский учет, организациях, находящихся на обслуживаемой административной территории, с численностью призывников и военнообязанных более 300 человек;
проведение плановой специальной подготовки работников по воинскому учету военных комиссариатов районов (городов) (обособленных подразделений);
обеспечение военных комиссариатов районов (городов) бланками строгой отчетности по воинскому учету.
46. Военные комиссариаты районов (городов) (обособленные подразделения) осуществляют непосредственное ведение воинского учета призывников и военнообязанных по месту их жительства на обслуживаемой административной территории и несут ответственность за полноту и достоверность воинского учета.
47. На военные комиссариаты районов (городов) возлагаются:
ведение количественного и персонально-качественного учета призывников и военнообязанных, проживающих на обслуживаемой административной территории;
своевременное оформление приема на воинский учет призывников и военнообязанных, снятие (исключение) их с воинского учета;
уточнение документов воинского учета призывников и военнообязанных, своевременное внесение в них изменений;
выявление лиц, нарушающих обязанности граждан по воинскому учету, и принятие мер по привлечению таких граждан к ответственности, предусмотренной законодательными актами;
ведение работы по переводу военнообязанных на специальный воинский учет;
организация проведения обязательного медицинского освидетельствования граждан, зачисленных в запас по состоянию здоровья без прохождения военной службы до достижения ими 27-летнего возраста;
организация проведения медицинского освидетельствования военнообязанных, подлежащих его периодическому прохождению в соответствии с законодательством;
направление на медицинское освидетельствование в месячный срок военнообязанных, заявивших об изменении состояния здоровья;
проверка не реже одного раза в год состояния воинского учета в организациях, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, и сверка их учетных данных с учетными данными военного комиссариата (обособленного подразделения);
ежегодная проверка состояния воинского учета в местных органах власти, ведущих воинский учет, а также сверка данных книг учета призывников и карточек первичного учета военнообязанных с учетными данными военного комиссариата (обособленного подразделения);
проверка не реже одного раза в два года состояния воинского учета и бронирования военнообязанных в организациях, а в организациях с численностью призывников и военнообязанных более 300 человек – ежегодно. Сверка личных карточек призывников и военнообязанных с личными делами призывников, послужными картами и учетными карточками военнообязанных проводится ежегодно;
обобщение и анализ учетно-статистических данных о количественном и качественном составе призывников и военнообязанных, проживающих на обслуживаемой административной территории, представление отчетности (информации) о приписке граждан, о наличии и движении на обслуживаемой административной территории призывников и военнообязанных;
осуществление контроля за выполнением требований законодательства по воинскому учету и принятием мер воздействия в соответствии с законодательством к лицам, нарушающим обязанности по воинскому учету или препятствующим исполнению гражданами обязанностей по воинскому учету;
проведение плановой специальной подготовки работников по воинскому учету военного комиссариата (обособленных подразделений), местных органов власти, ведущих воинский учет, организаций, находящихся на обслуживаемой административной территории;
обеспечение организаций бланками строгой отчетности по воинскому учету.
48. На обособленные подразделения возлагаются:
ведение количественного и персонально-качественного учета призывников, количественного и персонально-первичного учета военнообязанных, проживающих на обслуживаемой административной территории;
своевременное оформление приема на воинский учет призывников и военнообязанных, снятие (исключение) их с воинского учета;
уточнение документов воинского учета призывников и военнообязанных, своевременное внесение в них изменений в части фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, места работы (учебы), занимаемой должности (специальности) по месту работы, состояния здоровья, места жительства и других изменений;
выявление лиц, не исполняющих обязанности граждан по воинскому учету в соответствии с законодательством, и привлечение их в установленном порядке к административной ответственности;
своевременный перевод военнообязанных на учет по военно-учетным специальностям и воинским должностям в соответствии с полученной подготовкой на военных и специальных сборах, приобретенной ими новой специальностью или полученным уровнем основного образования;
организация проведения обязательного медицинского освидетельствования граждан, зачисленных в запас по состоянию здоровья без прохождения военной службы до достижения ими 27-летнего возраста;
организация проведения медицинского освидетельствования военнообязанных, подлежащих его периодическому прохождению в соответствии с законодательством;
направление на медицинское освидетельствование в месячный срок военнообязанных, заявивших об изменении состояния здоровья;
проверка не реже одного раза в год состояния воинского учета в организациях, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, и сверка их учетных данных с учетными данными обособленного подразделения;
ежегодная проверка состояния воинского учета в местных органах власти, ведущих воинский учет, а также сверка данных книг учета призывников и карточек первичного учета военнообязанных с учетными данными обособленного подразделения;
проверка не реже одного раза в два года состояния воинского учета и бронирования военнообязанных в организациях, а в организациях с численностью призывников и военнообязанных более 300 человек – ежегодно. Сверка личных карточек призывников и военнообязанных с личными делами призывников, карточками первичного учета военнообязанных проводится ежегодно;
осуществление контроля за выполнением требований законодательства по воинскому учету и принятием мер воздействия в соответствии с законодательством к лицам, нарушающим обязанности по воинскому учету или препятствующим исполнению гражданами обязанностей по воинскому учету;
проведение плановой специальной подготовки работников по воинскому учету местных органов власти, ведущих воинский учет, организаций, находящихся на обслуживаемой административной территории.
49. Воинский учет призывников и военнообязанных в военных комиссариатах (обособленных подразделениях) ведется по месту их жительства по установленным формам документов.
50. Для приема на воинский учет гражданин обязан лично прибыть в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение), подать письменное заявление с указанием точного адреса нового места жительства и представить удостоверение призывника или военный билет (служебное удостоверение, предписание), а также документ, удостоверяющий личность. Военный комиссар района (города) или его заместитель (руководитель обособленного подразделения) после рассмотрения представленных документов принимает соответствующее решение.
51. При приеме граждан на воинский учет в военных комиссариатах районов (городов) (обособленных подразделениях) проверяется:
подлинность предъявляемых удостоверений призывника и военных билетов (служебных удостоверений, предписаний), их действительная принадлежность владельцам, надежность крепления фотографий и сличается изображение лица на фотографии с внешностью призывников и военнообязанных, а также с фотоизображением (цифровым фотопортретом) в документах, удостоверяющих личность;
наличие в военных билетах (служебных удостоверениях) всех листов и соответствие их серии и номера, отсутствие в военных билетах (служебных удостоверениях, предписаниях) подделок или неоговоренных исправлений, а также четкость оттисков печатей;
наличие в военных билетах учетно-послужных карточек, полнота и соответствие записей, указанных в этих карточках, записям в военных билетах. При утрате военнообязанными учетно-послужных карточек военные комиссариаты районов (городов) обязаны заполнить и выдать им новые;
правильность определения военно-учетных признаков.
52. Прием на воинский учет граждан, прибывших из других государств, проводится после проверки их документов, подтверждающих гражданство Республики Беларусь.
53. Снятие призывников и военнообязанных с воинского учета, убывших к новому или прежнему месту жительства в другие районы (города), проводится без их личной явки в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение).
54. В случае отказа гражданину в регистрации по новому месту жительства он восстанавливается на воинский учет в военном комиссариате района (города) (обособленном подразделении) по прежнему месту жительства на основании письменного заявления или служебного письма военного комиссара района (города) (руководителя обособленного подразделения) по новому месту жительства.
55. Военные комиссары районов (городов) (руководители обособленных подразделений) при поступлении письменного заявления от призывника (запроса из подразделений по гражданству и миграции органов внутренних дел о намерении призывника убыть на постоянное жительство за границу (выйти из гражданства Республики Беларусь) принимают решение о согласии либо несогласии на оформление постоянного проживания за пределами Республики Беларусь (выхода из гражданства Республики Беларусь).
56. В случае принятия решения о согласии на оформление постоянного проживания призывника за пределами Республики Беларусь (на выход из гражданства Республики Беларусь) у него изымается удостоверение призывника и ему выдается (направляется в подразделение по гражданству и миграции) справка, предусмотренная в пункте 20.5 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.
Через три месяца после выдачи справки военным комиссариатом района (города) (обособленного подразделения) направляется запрос в подразделение по гражданству и миграции об оформлении призывником выезда для постоянного проживания (постоянного проживания) за пределами Республики Беларусь (выходе из гражданства Республики Беларусь).
При поступлении в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение) сообщения из подразделения по гражданству и миграции об оформлении призывником выезда для постоянного проживания (постоянного проживания) за пределами Республики Беларусь (прекращении гражданства Республики Беларусь) призывник снимается с воинского учета.
В случае возвращения на постоянное жительство в Республику Беларусь граждане принимаются на воинский учет в установленном порядке.
При поступлении в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение) сообщения из подразделения по гражданству и миграции об отказе в оформлении призывнику выезда для постоянного проживания (постоянного проживания) за пределами Республики Беларусь (прекращения гражданства Республики Беларусь) ему возвращается изъятое удостоверение призывника.
57. В случае принятия решения о несогласии на оформление постоянного проживания призывника за пределами Республики Беларусь (выхода из гражданства Республики Беларусь) ему выдается (направляется в подразделение по гражданству и миграции) административное решение об отказе в осуществлении административной процедуры.
58. Порядок документального оформления военными комиссариатами (обособленными подразделениями) приема граждан, снятых с воинского учета призывников, на воинский учет военнообязанных устанавливается локальным правовым актом Министерства обороны.
59. Граждане, зачисленные в запас по состоянию здоровья без прохождения срочной военной службы, службы в резерве, в случае признания их до достижения 27-летнего возраста годными к срочной военной службе, службе в резерве по состоянию здоровья снимаются с воинского учета военнообязанных и восстанавливаются (принимаются) на воинский учет призывников на основании приказа военного комиссара района (города). После приема их на воинский учет призывников у них изымается военный билет и им выдается удостоверение призывника.
ГЛАВА 5
ВОИНСКИЙ УЧЕТ В МЕСТНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ, ВЕДУЩИХ ВОИНСКИЙ УЧЕТ
60. Общее руководство военно-учетной работой в местном органе власти, ведущем воинский учет, возлагается на его руководителя, который несет персональную ответственность за воинский учет в соответствии с законодательством.
61. Для организации военно-учетной работы руководитель местного органа власти, ведущего воинский учет, издает соответствующий приказ и утверждает должностные инструкции работников по воинскому учету.
В приказе об организации военно-учетной работы назначаются должностные лица, ответственные за военно-учетную работу (работники по воинскому учету), как правило, из числа работников кадрового органа (при его наличии) и должностные лица, замещающие их на период временного отсутствия, определяются порядок обеспечения их деятельности и другие вопросы. Копия приказа после его издания направляется в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение).
В должностных инструкциях работников по воинскому учету закрепляются их должностные обязанности по ведению воинского учета, права и ответственность.
62. Работник по воинскому учету отвечает за непосредственную организацию и ведение воинского учета в местном органе власти, ведущем воинский учет, несет персональную ответственность за воинский учет в соответствии с законодательством.
63. На период временного отсутствия работника по воинскому учету (отпуск, командирование, заболевание и другие причины) документы, необходимые для ведения воинского учета, проверяются комиссией местного органа власти, ведущего воинский учет, и по акту передаются должностному лицу, замещающему этого работника. При этом наличие бланков строгой отчетности по воинскому учету, числящихся за местным органом власти, ведущим воинский учет, сверяется с учетными данными соответствующего военного комиссариата района (города).
64. В местных органах власти, ведущих воинский учет, персонально-первичный воинский учет граждан ведется в следующем порядке:
призывников – по книгам учета призывников, состоящих на воинском учете;
военнообязанных – по карточкам первичного учета, из которых составляется картотека.
65. Основными документами, на основании которых ведется воинский учет граждан, являются:
для призывников – документ, удостоверяющий личность, удостоверение призывника;
для военнообязанных – документ, удостоверяющий личность, военный билет.
66. Для ведения воинского учета руководители местных органов власти, ведущих воинский учет, должностные лица, ответственные за военно-учетную работу (работники по воинскому учету), обязаны:
выполнять требования, установленные в статье 9 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе»;
осуществлять прием на воинский учет в месячный срок призывников и военнообязанных, прибывающих на территорию административно-территориальной единицы;
снимать с воинского учета граждан, переезжающих к новому месту жительства на территорию другой административно-территориальной единицы, по сообщению военного комиссариата (обособленного подразделения), местного органа власти, ведущего воинский учет;
заполнять на всех военнообязанных, принятых на воинский учет, карточки первичного учета;
заполнять на всех военнообязанных, принятых на воинский учет, учетные и алфавитные карточки и представлять их ежемесячно в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение);
выявлять совместно с органами внутренних дел граждан по месту их жительства, подлежащих приему на воинский учет, на территории административно-территориальной единицы и сообщать о них в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение);
вести учет всех организаций, находящихся на территории административно-территориальной единицы, и осуществлять контроль за военно-учетной работой в них;
сверять не реже одного раза в год книги учета и карточки первичного учета с учетными данными военного комиссариата района (города) (обособленного подразделения), организаций, а также с карточками регистрации;
ежегодно до 1 декабря представлять в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение) списки граждан мужского пола, подлежащих приписке к призывным участкам в следующем году;
вносить в книги учета и в карточки первичного учета изменения в части фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, места основной работы (учебы), занимаемой должности (специальности, профессии) по месту основной работы, состояния здоровья, места жительства и другие изменения и в месячный срок сообщать о произошедших изменениях в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение);
разъяснять призывникам и военнообязанным их обязанности по воинскому учету и осуществлять контроль за их исполнением;
оформлять в отношении призывников и военнообязанных, нарушивших обязанности граждан по воинскому учету, и представлять в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение) соответствующие материалы для привлечения виновных к ответственности согласно законодательству;
ежегодно докладывать в вышестоящие местные исполнительные и распорядительные органы о состоянии воинского учета.
67. При приеме граждан на воинский учет:
проверяется подлинность удостоверений призывников и военных билетов, законность приема граждан на воинский учет по месту их жительства. При обнаружении в удостоверениях призывников и военных билетах неоговоренных исправлений, неточностей и подделок, отсутствия листов работник по воинскому учету сообщает об этом в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение). При приеме от гражданина удостоверения призывника или военного билета ему выдается расписка;
заполняются книга учета призывников, карточки первичного учета, учетные и алфавитные карточки;
делаются отметки в военных билетах, карточках регистрации и карточках первичного учета о приеме граждан на воинский учет.
68. При снятии (исключении) граждан с воинского учета:
делаются отметки в карточках регистрации, карточках первичного учета и других документах воинского учета о снятии (исключении) граждан с воинского учета;
составляется список граждан, снятых (исключенных) с воинского учета, который вместе с изъятыми мобилизационными предписаниями ежемесячно представляется в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение).
69. Карточки первичного учета граждан, снятых (исключенных) с воинского учета, изымаются из картотеки и хранятся отдельно до очередной сверки с учетными данными военного комиссариата района (города) (обособленного подразделения), затем они уничтожаются в установленном порядке.
70. Для обеспечения военно-учетной работы в местных органах власти, ведущих воинский учет, выделяются специально оборудованные помещения для работников по воинскому учету, опечатываемые хранилища (железные шкафы) для хранения документов воинского учета, а также выделяются другие необходимые материальные средства. К данным помещениям, хранилищам имеют доступ только руководитель и работники по воинскому учету.
71. Контроль за ведением воинского учета в местных органах власти, ведущих воинский учет, возлагается на военные комиссариаты (обособленные подразделения).
ГЛАВА 6
ВОИНСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
72. Руководство военно-учетной работой в организации возлагается на ее руководителя, который несет персональную ответственность за воинский учет в соответствии с законодательством.
73. Руководитель организации может возлагать обязанности по ведению воинского учета на работника (работников) организации. При этом военно-учетная работа организуется, как правило, в порядке, установленном в пунктах 61–63 настоящего Положения.
74. В организациях осуществляется персонально-первичный воинский учет по личным карточкам, из которых составляется картотека.
Руководитель организации обязан обеспечить сохранность документов воинского учета, к которым имеют доступ только он и работники по воинскому учету.
75. Основными документами, на основании которых заполняются личные карточки, являются:
для призывников – документ, удостоверяющий личность, удостоверение призывника;
для военнообязанных – документ, удостоверяющий личность, военный билет, военный билет офицера запаса органов государственной безопасности.
76. Для ведения воинского учета руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники по воинскому учету) организаций обязаны:
выполнять требования, установленные в статье 9 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе»;
проверять при приеме на работу (учебу) у призывников удостоверения призывников, а у военнообязанных – военные билеты, военные билеты офицеров запаса органов государственной безопасности;
установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете в военном комиссариате района (города) (обособленном подразделении), управлении Комитета государственной безопасности по области, местном органе власти, ведущем воинский учет по месту их жительства. Призывники и военнообязанные, не состоящие на воинском учете, принимаются на работу (учебу) только после приема их на воинский учет по месту их жительства;
направлять граждан, подлежащих приему на воинский учет, в военные комиссариаты (обособленные подразделения), управления Комитета государственной безопасности по областям, местные органы власти, ведущие воинский учет по месту их жительства;
заполнять на всех призывников и военнообязанных личные карточки;
при приеме граждан на воинский учет проверять подлинность удостоверений призывников, военных билетов, военных билетов офицеров запаса органов государственной безопасности, а при обнаружении в удостоверениях призывников, военных билетах, военных билетах офицеров запаса органов государственной безопасности неоговоренных исправлений, неточностей и подделок, отсутствия листов сообщать об этом в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение), управление Комитета государственной безопасности по области. При приеме от гражданина удостоверения призывника или военного билета владельцу документа выдается расписка;
обеспечить полноту и достоверность воинского учета призывников и военнообязанных, работающих (обучающихся) в организациях;
вносить в личные карточки изменения в части фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, занимаемой должности (специальности, профессии), состояния здоровья, места жительства и другие изменения, в месячный срок письменно сообщать о произошедших изменениях в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение), а о военнообязанных, состоящих или обязанных состоять в запасе органов государственной безопасности, – в управления Комитета государственной безопасности по областям;
ежегодно сверять личные карточки призывников и военнообязанных с записями в удостоверениях призывников, военных билетах, военных билетах офицеров запаса органов государственной безопасности, представлять эти карточки для сверки с учетными данными по требованию военных комиссариатов районов (городов) (обособленных подразделений), местных органов власти, ведущих воинский учет, а карточки офицеров запаса органов государственной безопасности – в управления Комитета государственной безопасности по областям;
обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по повесткам в военные комиссариаты (обособленные подразделения), местные органы власти, ведущие воинский учет, управления Комитета государственной безопасности по областям;
ежегодно до 1 декабря представлять в военный комиссариат района (города) (обособленное подразделение) списки граждан мужского пола, подлежащих приписке в следующем календарном году;
направлять по запросам военного комиссара района (города) (обособленного подразделения), начальника управления Комитета государственной безопасности по области сведения о численности призывников и военнообязанных, работающих в организации, в том числе о забронированных военнообязанных;
при снятии (исключении) граждан с воинского учета делать соответствующие отметки об этом в личных карточках.
77. Личные карточки граждан, снятых (исключенных) с воинского учета, подлежат изъятию из картотеки и хранятся отдельно до очередной сверки с учетными данными военного комиссариата района (города) (обособленного подразделения), управления Комитета государственной безопасности по области, местного органа власти, ведущего воинский учет, затем уничтожаются в установленном порядке.
78. Контроль за ведением воинского учета в организациях возлагается на военные комиссариаты (обособленные подразделения), местные органы власти, ведущие воинский учет.
![]() |
||||
|